Храм Святой мученицы Татианы (при БФЭК) г.Бузулук -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Лавра преподобного Сергия Радонежского

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви.

В 2012 году исполнилось заветное желание нашего прихода посетить с паломнической поездкой лавру преподобного Сергия - игумена земли Русской. Благодаря помощи благотворителей  был организован автобус, который и доставил нас к стенам этой древнейшей обители.

5 августа 2012 года началось наше четырехдневное паломничество. Впечатления от этой поездки оформлены  в виде дневника.

День 1. Воскресный день 5 августа начался в Бузулуке с Божественной литургии, совершенной иереем Андреем Фоминым – настоятелем храма св. мчц. Татианы.  Помолившись о благополучном исходе предстоящего паломничества, прихожане после богослужения отправились по домам готовиться  к поездке. Сборы начались у нашего храма в 20 часов, часть паломников была из храма  Казанской иконы Божией Матери, что находится в селе Сухоречка. И вот сборы окончены, паломники заняли свои места в автобусе, и мы отправились в неблизкий путь.  Автобус набирал ход, а мы представляли себе Лавру, задавая вопросы о. Андрею, который, отвечая на них, вспоминал своё первое паломничество к преподобному Сергию. На улице смеркалось, и, пока совсем не стемнело,  мы прочли вечерние молитвы. Наступила ночь.  Усталость взяла своё,  и мы уснули.

День 2. Поездка продолжалась.  Паломники, которые хотели причаститься во время богослужения в Лавре, читали правило. Мелькали указатели городов, сел, время шло. И вот долгожданное событие:  мы въезжаем в город Сергиев Посад, еще немного,  и открывается потрясающий вид на  золотые купола храмов и древние монастырские стены. О чем думает человек, который впервые проходит через  главные врата Лавры, где подвизались многие подвижники Святой Руси, о которых мы читаем в книгах,  и чьи мощи почивают в стенах монастыря? Это очень личные переживания. Кто-то приходит сюда с молитвами:  просить Божьей помощи или получить духовный совет в сложной жизненной ситуации. Или  просто приходят насладиться архитектурой древнего монастыря –  памятника ЮНЕСКО.

Нашим провожатым был о. Артемий Чамин, который  в этом году окончил Духовную академия в стенах Лавры  и проходил сорокадневную практику после рукоположения в сан диакона. По давней монастырской традиции перед осмотром монастыря принято брать благословение у его основателя,  преподобного Сергия, игумена Радонежского, мощи которого почивают в Троицком соборе. Вот мы проходим под своды храма и прикладываемся к святым мощам преп. Сергия, прося его молитв. Затем направляемся  под своды Серапионовой палаты, которая находится на месте кельи преп. Сергия. Приложившись к великим святыням монастыря, мы отправились в трапезный храм, где совершалось всенощное бдение. Богослужение уже шло, монахи читали канон, был канун праздника Успения прав. Анны,  матери Пресвятой Богородицы. После богослужения мы отправились в гостиницу для паломников, поужинав, пошли спать. Следующий день будет самым насыщенным…

День 3. Монастырь открывается в 5 утра. Встав пораньше,  мы пошли к стенам Лавры, от гостиницы до нее несколько минут ходьбы. Наступило положенное время,  и врата отворились, впуская нас под своды древней святыни. Каждый день в монастыре начинается с братского молебна. В Троицком соборе духовенством совершается малая служба основателю монастыря преп. Сергию,  на которой братия просит его  молитв на грядущий день. Службу возглавлял  наместник монастыря, архиепископ Феогност.  Молитвословие завершилось,  монахи и паломники  стали прикладываться ко кресту, а затем к мощам преп. Сергия. Подошли к раке, на братском молебне она всегда открыта.  Прикладываясь к Святыне,  чувствуешь особый тонкий аромат, исходящий от мощей.  «Преподобне отче наш Сергие моли Бога о нас!»

Началась самая главная служба в церкви – Божественная литургия.  Богослужение сопровождается  пением монашеского хора.  Служба заканчивается, те, кто приготовился, причащаются св. Христовых Таин.

После богослужения мы попили воды из святого источника  и подкрепились.

Началась экскурсия по монастырю. Нам рассказывали о его создании, о жизни первых насельников, строительстве храмов, осаде монастыря во время Смутного времени, его жизнедеятельности в советское время. Постепенно мы познакомились со всеми соборами и храмы лавры, приложились к их святыням.

Далее наша группа отправилась в здание прославленной Московской духовной академии. Там мы посетили домовой храм, где молятся студенты. Побывали в церковно-археологическом кабинете имени Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Этот музей  берёт своё начало с 1871 г. Экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. 

После посещения музея мы отправились в Гефсиманский Черниговский скит Лавры. Что такое скит?  «Скит» в переводе – пространная равнина. Так называлась дикая песчаная местность в Египте. Начало пустынножительства в таких местностях положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии, так стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях, для искавших безмолвия и жаждущих более строгого подвижничества монахов.

Скит у Лавры назван Гефсиманским, в честь Иерусалимского сада, где молился Спаситель перед страданиями, и где была погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

В скиту мы прошли в пещеры, где подвизались отшельники, жаждущие уединения. Испили воды из источника, что находится глубоко в  пещере.

Вот и подошло к концу наше посещение монастыря. Мы отправились в сторону Лавры, к выезду из города, проводив взглядом монастырские стены. У каждого возникло желание вернуться сюда, хотя бы еще раз.

День 4. Мы возвращались домой, дорога предстояла неблизкая – 20 часов пути, паломники думали о своем, вспоминая пережитое за последние 3 дня. Вернулись мы благополучно, и через несколько дней после Божественной литургии служили благодарственный молебен, говоря Богу спасибо за его милости к нам.